Кейс «Ресторан»

Рестораны имеют самые высокие удельные показатели потребления на м2 практически из всей коммерческой недвижимости. По нашим данным пиковое потребление ресторанов и кафе на м2 составляет в диапазоне от 0,16 до 0,4 кВт, что в 10-15 раз превышает средний уровень потребления для коммерческой недвижимости, офисных и торгово-развлекательных центров. Высокий уровень потребления электроэнергии означает не только высокий платеж за электроэнергию, но и высокие затраты и сложности при технологическом присоединении, а также необходимость обслуживать и обеспечивать безопасную эксплуатацию достаточного сложного энергетического хозяйства.

Успешное применение технологий «интернета энергии» тем более показательно для таких небольших, но сложных и энергоемких объектов, так как именно на таких объектах проявляется главное преимущество технологии – возможность радикально повышать эффективность и упрощать эксплуатации большого числа небольших распределенных энергетических хозяйств, не вовлекая персонал и собственников глубоко в проблемы энергоменеджмента.

Описанный ниже кейс основан на целом ряде фактических проектов, включая премиальные рестораны, рестораны быстрого питания, столовые промпредприятий, горячие цеха супермаркетов.

Как показывают результаты проектов, «интернет энергии» становится не только источником значительного, иногда почти двукратного снижения затрат, технология позволяет значительно улучшить работу самого предприятия, снизить риски отказов критического оборудования кухни, а также улучшить планирование, сократить время выполнения заказов и улучшить прогноз.

Исходная ситуация

Ресторан является очень показательным объектом для применения технологий «интернета энергии», так как на его примере можно увидеть практически все типы нагрузок, встречающиеся и на объектах с потреблением, составляющим десятки МВт.

  • У ресторана достаточно сложное энергоемкое технологическое производство – в первую очередь, это горячий цех, где процессы в высокой степени технологизированы (особенно в ресторанах быстрого питания), имеется дорогое и критичное для бизнеса оборудование, отказ которого приводит к серьезным проблемам для бизнеса.
  • В то же время ресторанный бизнес являются максимально приближенным к клиенту, что означает, что любые меры по энергосбережению не должны приводить к ухудшению комфорта и качества клиентского обслуживания.
  • У ресторана есть целый набор критических параметров – таких, как температура хранения продуктов, температура горячей воды, за которыми необходим постоянный контроль, а также достаточно длинные логистические цепочки.
  • Значительная часть (как правило, около 30%) энергопотребления ресторана связана с климатической техникой и зависит от энергопотребления здания. У ресторана довольно сложная технологичная система вентиляции, что при стандартном подходе приводит к кратному завышению расхода электроэнергии.
  • Ресторану требуется бесперебойность, и они часто устанавливают ИБП или даже резервные генераторы (в приведенном кейсе вместо ИБП был установлен многофункциональный «умный» накопитель).
  • Наконец практически на каждом предприятии – от супермаркета и до завода – имеется свое кафе или столовая (горячий цех).

В отличие от других кейсов, где для понимания того, что делает «Дроид-энергоменеджер» требуется специальные знания – на примере ресторана легко понять и увидеть,  какие задачи он выполняет,  и что из этого получается.

Что сделал «Дроид-энергоменеджер» в ресторане?

«Дроиду-энергоменеджеру» удалось сократить счет на электроэнергию почти вдвое.

Из них 11% снижения цены произошло за счет выбора ценовой категории, еще 12% — за счет управления нагрузками, потребление энергии удалось снизить почти на 30%.

  • При помощи умного накопителя – за счет балансировки фаз и срезания пиков вместе с общим снижением пикового потребления «Дроид» высвободил 8 кВт мощности, что позволил ресторану подключить дополнительную печь без получения дополнительной разрешенной мощности от сетевой компании.
  • Снизил нагрузку на кондиционеры, сократил число работающих кондиционеров и максимально избегал их включения на отопление при низких температурах, а также предотвращал длительную работу одного модуля на высокой нагрузке. Тем самым он отложил планировавшийся ремонт с заменой блоков пока не неопределённый срок. Часть кондиционеров после оптимизации оказалась не нужной, и не будет восстанавливаться после исчерпания ресурса.
  • Дважды предотвратил отключение энергоснабжения, резервируя ключевое оборудование при помощи накопителя.
  • Также определил проблемы с кухонным оборудованием до того, как они могли бы привести к остановке процесса (неисправные ТЭНы во фритюрнице).
  • Вовремя зафиксировал отключение морозильной камеры и сигнализировал персоналу до того, как температура в камере выросла до критичного уровня.
  • Диагностировал высокую нагрузку и нетипичный режим работы компрессора, которая привела бы в ближайшие месяцы к его отключению, и рекомендовал провести сервисное обслуживание.
  • Освободил персонал от постоянного переключения кондиционеров и вентиляции.
  • Он передает планшеты персонала текущие параметры климата и следит за комфортом. Менеджер зала может изменить верхние и нижние границы, в которых можно, например, изменяться температура, «Дроид» сам выбирает внутри этого диапазона оптимальный режим.

Побочным эффектом работы «Дроида» стало снижение отходов продуктов и улучшение их качества. Для планирования потребления «Дроид» постоянно строит прогнозы количества посетителей.

На основании этих прогнозов он рекомендует объемы заготовок и количество блюд для бизнес ланча.

Еще «Дроид» может наблюдать технологические процессы, находить нарушения и предлагать, как их устранять. Например, он может сообщать, сколько времени жарилось мясо, на каком огне, не опоздал ли поставщик с поставкой товаров, сколько времени он разгружал товары. Но это уже другая история…